Виталий Прохоров: Вы много слышали про успехи юниоров за последние годы?

23.01.2015
10:34

Юниорская сборная России не побеждала на мировых чемпионатах уже семь лет. И с тех пор результаты все хуже и хуже. На Мемориале Глинки, куда летом по традиции съезжаются все сильнейшие 17-летние хоккеисты, россияне не выигрывали и того больше – аж с 1995 года. Минувшим летом с российской командой в Пьештянах и вовсе случился конфуз – она уступила чехам, которых еще недавно никто не считал за серьезного соперника, с унизительным счетом 2:11. Все это говорит о том, что с нашей подготовкой резерва мягко говоря не все в порядке.

Хочется верить, что дело скоро сдвинется дело с мертвой точки. И надежда – на команду олимпийского чемпиона Виталия Прохорова, которая за последние полтора года не проиграла ни одного крупного турнира для 17-летних. Эту команду уже летом ждет Мемориал Глинки, а через год – юниорский чемпионат мира.

В одном из интервью Сергей Гимаев сказал, что вы работаете со сборной бесплатно. Это так?
– Сейчас уже нет. Я тружусь со сборной по контракту с Федерацией хоккея. Но раньше определенные проблемы существовали.

Как так получилось, что под вашим руководством сборная 1998 года не проиграла ни одного турнира?
– В том году мы вообще ни одной игры не проиграли, в этом в нескольких матчах уступили. Это естественно, потому что нет в мире команды, которая никому не проигрывает. Но, действительно, выиграли все турниры, в которых участвовали.

А чем секрет успеха?
– Все стараются – и тренеры, и хоккеисты. И пока у нас получается.

Говорят, что в России 1998 год получился урожайным, и у вас есть возможность собрать чуть ли не два равноценных состава.
– Ну, два равноценных состава – это перебор, столько ребят я собрать не могу. Если в прошлом году мы просмотрели много хоккеистов, возили на турниры по сути разные команды, то в этом уже сформировался костяк, вокруг которого мы и строим сборную. И этот костяк вот уже целый год работает в неизменном виде. К этой основе периодически добавляются новые игроки. И на каждый турнир я добавляю минимум пять человек. И если в Канаду возил один состав, то в Америке примерно половину ребят были новыми. На Олимпийский юношеский фестиваль повезем нескольких новичков, будут они и на «Турнире пяти наций» в феврале. Стараемся посмотреть как можно больше ребят, привлекать их к тренировочному процессу, чтобы они понимали, что от них требуется. А у нас, в свою очередь, появляется расширенный список претендентов в команду, где каждый из ребят хотя бы раз прошел с нами определенный этап подготовки. Многим молодым хоккеистам важно сейчас «повариться» на базе в Новогорске, почувствовать ту атмосферу, тот дух, в котором работают сборные команды страны.

Раз у вас такой большой выбор, значит талантов в 1998 году действительно хватает?
– Чтобы ответить на этот вопрос, я должен был работать с 1996, 1997 и 1999 годом. Тогда я мог бы с полной уверенностью сказать: да, вот именно 1998 год урожайный и богат на таланты. Но я не работал с другими возрастами, поэтому мне тяжело ответить на ваш вопрос. Но неплохие ребята у меня в команде есть. И их немало.

Вы уже в этом году трижды обыграли американцев – команду, где существует целая система по работе с юниорами.
– Для нас это большое достижение, скрывать не буду. Обыграть такую сборную три раза – дорогого стоит. Американцы целый год играют, тренируются и живут вместе. Я был в Америке и видел, как это происходит. Две команды 17-18-летних ребят играют в чемпионате USHL, где соперники на два года старше. Разумеется, при таком подходе у тренеров есть возможность для полноценного тренировочного процесса, прорабатывания многих компонентов игры, развития физической, тактической и технической оснащенности хоккеистов. Это цельная единая система подготовки юниоров. Если не ошибаюсь, эта программа – National United States Programme – начала работу в 1999 году. И с 2002 по 2014 год американцы выиграли 8 золотых, 3 серебряных и 1 бронзовую медали на чемпионатах мира среди юниоров. За 13 лет – вдумайтесь – они лишь раз остались за чертой призеров! Это серьезно или нет?

Вопрос другой – что дальше происходит с игроками. Так вот, с момента запуска этой программы количество игроков, попавших затем в клубы НХЛ, увеличилось на 35 процентов. Американцы отслеживают эту ситуацию и наверняка у них есть определенные задачи по подготовке молодых хоккеистов, о которых мы не знаем. Плюс ребята, выигравшие чемпионат мира, получают в качестве бонуса возможность бесплатного обучения в любом университете. А у каждого из них – десятки предложений играть за тот или иной университет.

Понятно, что ничего подобного у нас и близко нет. За это же время мы выиграли золото лишь дважды. Примерно такая система, как и у американцев, начинает работать в Белоруссии, Словакии. Но мы не сидим сложа руки, потому что на самом верху, на уровне руководителей страны, есть понимание, что у нас должна появиться собственная программе по подготовке резерва. Работа в этом направлении ведется. Мы не собираемся просто искусственно копировать американский опыт. Мы будем его изучать, постараемся использовать все лучшее, но создадим собственную уникальную программу. Я уверен, что наша программа подготовки юниоров будет не хуже, а даже лучшей той, что есть у американцев. У нас долгое время вообще не было никакой программы, так что сейчас надо сделать все без лишней суеты, аккуратно, грамотно и взвешенно. Давайте наберемся немного терпения.

Пока же я могу собрать свою сборную за 10 дней до какого-либо турнира. Ни о какой технической работе за столь короткий промежуток времени не может быть и речи. Пытаемся лишь поработать с ребятами тактически и вывести всех примерно на один уровень физической готовности.

В чем мы превосходим американцев в этом возрасте, в чем сильнее они?
– Характером и волей мы американцев превосходим. Наши ребята сильнее их в том, что принято называть «нестандартным мышлением». Но в тактическом плане, в физическом развитии отстаем. Что такое развитие? Это не то, как растет тело, а то, как с ним занимаются, чтобы оно гармонично развивалось. И уже отстаем от американцев в катании – в силовом мощном катании, позволяющим двигаться по всей площадке.

Кто самый талантливый хоккеист в вашей сборной?
– Я не хотел бы никого выделять. Мои ребята в таком возрасте, что сегодня одному прочат большое будущее, а завтра он может по каким-то причинам пропасть из виду. Все они в чем-то талантливы. Есть один мальчишка, попадавший в список кандидатов на сборы с командой, но ни разу я не возил его на турниры. Он трудится, старается и на сегодняшний день явно прогрессирует. А есть те, кто попал в команду сразу, а сейчас у них пошел регресс. Это я к тому, что сейчас нельзя давать каких-либо категоричных оценок. Пять-шесть по-настоящему талантливых ребят, из которых могут получиться хорошие хоккеисты, у меня есть – вратари, защитники, нападающие. Но пока давайте обойдемся без фамилий.

Соколову из «Омских Ястребов» заслуженно выдают столько авансов?
– Диме надо еще много работать. У него есть качества, которые не всем даны. Он понимает игру. Но ему предстоит большая кропотливая работа – в основном над самим собой. К сожалению, у него есть предрасположенность к лишнему весу.

Какой регион имеет в вашей команде наибольшее представительство?
– Челябинск и школа «Витязя».

Кроме сборов, есть ли у вас возможность следить за игроками сборной?
– Я слежу за чемпионатом МХЛ, за чемпионатом Москвы, за всеми турнирами, где играют мои сборники. Какие-то игры посещаю сам, на каких-то присутствуют мои помощники. Так что всей информацией обладаю. Правда, не все у них в 16 лет получается, так как в нашей Молодежной хоккейной лиге слишком большой разрыв между «входом» и «выходом». Пять лет – это слишком много. Но я уверен, что большинство из тех, с кем я работаю, через год будут играть в основе команд МХЛ. Потенциал у них для этого есть. Как уж дальше клубы выстроят свою работу с этой молодежью – на это повлиять я не могу. Но мне важно, как они проявляют себя в сборной. Потому что здесь за короткий период времени надо успеть поработать на команду, а не на свои личные показатели.

Кто трудится в вашем тренерском штабе?
– Со мной работает Игорь Гришин, с кем я вместе работал еще в «Витязе». Раньше он трудился в школе ЦСКА. Евгений Перов – тренер «Локомотива-2004» и еще у нас есть челябинский тренер Владимир Глинкин. С вратарями занимается Алексей Жигарев. У нас настоящие доверительные отношения в создании тренировочного процесса, и мы все обладаем умением быстро реагировать на игру. Знаю, что могу полностью положиться на моих помощников, с которыми мы одинаково смотрим на хоккей. Мне повезло – я работаю с талантливыми творческими специалистами. Нам комфортно вместе, и зачастую на тренировках у нас нет главного тренера, а есть тренерский штаб, где все работают в едином ключе. Гришин может легко остановить упражнение. Не я, а именно он, если увидит, что что-то идет не так. А я знаю, почему он это сделал. Мы вместе быстро реагируем на процесс. И только так у нас есть возможность не упустить ни одной мелочи.

Вы на тренировке очень много занимались непосредственно с вратарями. Почему?
– Вратарь – это полкоманды, а иногда и целая команда. Хоккей знает тысячи историй, когда команда не играет и ее вытаскивает вратарь. Я, как нападающий, тоже могу многое дать вратарю – рассказать, как идет крюк в той или иной ситуации, откуда может исходить угроза. Ну и потом, мне просто это интересно показать то, что я еще могу.

Вратари у вас хорошие?
– Да, очень хорошие. У нас четыре вратаря, здесь на сборе находятся трое. Два из них из Челябинска, один – из «Динамо», один – из «Северстали», с которым я работал еще в «Витязе». Возможно, привлечем к работе кого-то еще.

Как вы относитесь к драфту юниоров в КХЛ?
– Думаю, в том виде, в каком он есть сейчас, смысла он не имеет. Драфт в наших реалиях неэффективен, это не та история, как в Северной Америке. Мы эту систему искусственно перенесли, но у нас она не работает. Там платят за обучение игроков родители. У нас – профессиональные клубы, на балансе которых находятся детско-юношеские школы. Или бюджет области или города. И клубы вправе задать вопрос: а почему мы должны отдавать в другой клуб игрока, в которого мы вложили много денег? Драфт за океаном – это система, при которой слабейший клуб может выбрать сильнейшего юниора. Так у Лиги есть возможность подравнять возможности команд. В каждом клубе по всему миру работают по 27-30 скаутов, имеющих полную информацию по каждому хоккеисту. И что у нас? Когда каждая команда защищает по пять человек, ну какой это драфт? Много ли скаутов в наших клубах? Давайте уж тогда придумаем какую-нибудь свою систему. Правда, если вы спросите меня, какую, я не знаю. Просто не задумывался об этом.

Вы работаете с 16-17-летними хоккеистами. Расскажите, что они за люди? Книги читают?
– По сравнению с нашим поколением через них проходит в десятки раз больше самой различной информации. У нас, как известно, был телевизор и радиоприемник. И пара газет. Не надо никому рассказывать, какие источники информации появились у нынешнего поколения. В их головах сидит куча самой разной информации – полезной и бесполезной. И они должны эту информацию отсортировывать. Многое идет от семьи: приучили к книгам в семье – будет читать, нет – будет просиживать за компьютером. Если о вы спрашиваете о книгах, то многие читают – не бумажные книги, а электронные. Хорошо, что так.

Есть те, с кем интересно пообщаться не только на хоккейные темы?
– Со многими. Я общаюсь и вижу, что со многими можно поговорить на разные темы, и этот разговор будет мне интересен. Пытаюсь понять, как в этом случае развивается мысль у молодого человека. Мы стараемся в том числе заниматься и воспитанием игроков, так как очевидно, что в хоккей пробьются не все.

Следующий сезон для вашей сборной особенный – Мемориал Глинки, чемпионат мира для 18-летних. Можете пообещать, что такого позора, как 2:11 чехам с вашей командой не произойдет?
– У нас есть свои планы подготовки к этому турниру, и мы со всей серьезностью подойдем к работе. Буду просить, требовать, в общем, договариваться о том, чтобы перед Мемориалом Глинки у нас было много времени на подготовку, чтобы сборы прошли в удлиненном режиме. Мы не выигрывали этот турнир уже много лет. Не помню точно, сколько, но в нынешнем веке – точно не выигрывали. А мы задачу победить на Мемориале Глинки обязательно будем ставить.

Похожие новости
Спонсоры и партнеры МХК “Алмаз”
Партнеры OLIMPBET чемпионата МХЛ сезона 2023-2024