Всем недоброжелателям я уже ответил делом

Интервью
22.04.2020
14:22

В новом сезоне тренер Ставровский дебютирует в Континентальной хоккейной лиге. Это нечастый пример того, как специалист проходит путь от детской школы к работе в профессиональной команде элитной лиги. И на всем пути Евгению Михайловичу нужно было быть вдвойне безупречней в работе, так как «статус» сына мэра города неизбежно накладывал дополнительную ответственность.

- Евгений Михайлович, почему вы когда-то выбрали именно хоккей?

- Вариантов, каким видом спорта заняться, было много. Но во дворе все играли в хоккей, а потому выбрал его. Пришел в секцию к тренеру Сергею Александровичу Сучкову. Очень понравилось заниматься. Через год нашу возрастную группу взял Николай Михайлович Кишкин, с ним мы доработали до выпуска.

- На какой позиции играли, какие были успехи?

- Я был центральным нападающим и капитаном команды. И успехи были неплохие. В первенстве СССР выиграли турнир в своей группе, вышли в финальную четверку и заняли в итоге 4-е место. В полуфинале уступили харьковскому «Динамо».

- Почему не сложилось с продолжением карьеры во взрослом хоккее?

- В те годы молодежных команд в структуре клубов не было, а сразу пробиться в основной состав молодому игроку, только окончившему школу, невероятно трудно. Тем более с моими габаритами, которые были на тот момент. Я пытался найти варианты, съездил в Ленинград, но в конечном итоге было принято решение серьезно заняться учебой.

- На кого учились?

- Когда еще играл в хоккей, у нас была спортгруппа в училище № 8. После него поступил в череповецкий филиал Вологодского политехнического института на специальность инженера-механика. Но потом перевелся на физкультурный факультет и окончил уже его.

- И сразу пошли на тренерскую работу…

- Да, Николай Михайлович Кишкин посоветовал попробовать себя в этой профессии. Это был 1996 год. На тот момент он был директором детской школы и взял меня к себе на работу. Набрал тогда семилетних ребят 1989 г. р. В той команде занимались будущий олимпийский чемпион Богдан Киселевич, хотя он на год младше, и Евгений Монс. Я работал с этой командой пять лет и потом передал Евгению Михалкевичу, так как на полтора года покинул школу и хоккей по семейным обстоятельствам. Когда вернулся в ДЮСШ, мне предложили набрать ребят 1996 г. р. Работал с ними, но неожиданно умер Николай Кишкин, и я стал тренировать его команду, парней 1992 г. р. И отдельно хочу выразить огромную благодарность Вячеславу Викторовичу Дубровину, который очень много дал мне, помог на тренерском поприще.

- Впоследствии с этой командой вы четыре года подряд выходили в финальный турнир первенства России и с четвертой попытки завоевали бронзовые медали. Кто из той вашей команды в итоге стал играть во взрослом хоккее?

- Денис Вихарев, защитник Никита Попов, который несколько лет был в «Северстали», сейчас в ВХЛ играет. Также еще играют Антон Соколов, Алексей Зайцев. До сих пор слежу за всеми своими воспитанниками, созваниваемся регулярно.

- Потом еще с командой ребят 1997 г. р. работали…

- Да, два года. Но, к сожалению, команда была слабая. И тот же Вадим Кудако, который 1997 г. р., практически все детство прозанимался и отыграл за команду годом старше у Владимира Лешко. А в 2011 году Евгений Михалкевич пригласил меня к себе помощником в «Алмаз». Я был рад, так как очень хотел работать на новом уровне. И на тот момент в «Алмазе» было много моих воспитанников. Всегда хочется расти в профессии, а это был отличный импульс, в том числе эмоциональный.

- Главным тренером «Алмаза» вы стали по ходу сезона 2015 — 2016 годов. Чувствовали тогда, что уже готовы к такой ответственности?

- Да, Евгений Леонидович был переведен в «Северсталь». Еще до того у нас с ним было разделение обязанностей и свой блок я вел самостоятельно. Но конечно, назначение вызвало во мне волнение. Хотя каждый мечтает стать генералом… Морально я был готов, и сам переход, считаю, получился плавным.

- Предполагали, что уже на следующий год, в свой первый полноценный сезон в должности главного тренера, удастся завоевать медали чемпионата МХЛ?

- Команда, которую я принял в 2015-м, была достаточно сильная. Мы дошли до четвертьфинала, выбив СКА-1946 и проиграв только в пятом матче питерскому «Динамо» в овертайме. Немного не хватило удачи. А уже через год, наоборот, все сошлось в нашу пользу. Без удачи в спорте тоже никак. Это были первые и пока единственные медали для Череповца в МХЛ.

- Почему пока не удается повторить?

- Еще раз скажу, что тогда много факторов сложилось воедино. Одно дело, когда у тебя команда с инфраструктурой уровня СКА-1946 или «Локо», соответствующий подбор топовых игроков. В этом случае тренеру решить задачу легче. А мы здесь берем игроков и доводим их до определенного уровня, соответствующим образом выстраиваем командную игру… Приходится учитывать каждый мельчайший нюанс.

- Вы первый год отработали в юниорской сборной России, которая показала хорошие результаты. Что-то новое для себя почерпнули там?

- Конечно, это новый уровень, современные методики. Но надо сказать, что и я свои наработки принес в работу со сборной. Для этого меня и приглашали. А учиться надо постоянно, сборная — прекрасная площадка для этого. И ответственность в сборной гораздо выше: тебя и твои действия, даже поведение, там под микроскопом рассматривают. Это тоже интересно. И само собой, ты работаешь с самыми талантливыми ребятами в России в этом возрасте. Вот где разницу сразу видишь! Ты парням объясняешь раз — они выходят и сразу делают! Как минимум процентов 80. А в клубе сразу делают то, что ты требуешь, процентов 10. До остальных доходит дольше.

- Уже через несколько месяцев вас ждет следующий карьерный этап — работа в клубе КХЛ, тренерском штабе «Северстали». А это принципиально новый вид тренерской работы, когда уже учить играть не надо, а требуется давать результат по-взрослому…

- Некоторых учить все равно еще требуется, так как молодежи в команде много. И половина команды через мои руки прошла, я этих ребят знаю, а потому на первом этапе мне будет полегче. И в тренерском штабе хорошо знакомые мне Евгений Михалкевич, Андрей Карпин, с каждым из них по несколько лет отработал.

С Андреем Владимировичем Разиным мы тоже нашли хороший контакт, видение хоккея у нас очень похожее. Новый вызов — это единственная возможность развиваться.

- В этом тренерском штабе вы новичок, но при этом единственный заслуженный тренер России… Такого звания нет у многих тренеров в КХЛ.

- Это просто звание за былые заслуги. А в хоккее нужно каждый день доказывать, чего ты стоишь. В любом деле так. Как только ты перестал трудиться и развиваться, тебя можно списывать, невзирая ни на какие звания.

- Тренеров в КХЛ условно можно на две группы поделить. Первые — кто имел неплохую карьеру игрока и почти сразу оказался в тренерском штабе профессиональной команды. Вторые пробивались с самого низа через детские команды. И вторых меньше. У кого больше шансов на успех?

- Все зависит от человека. Да, я за 24 года прошел все уровни, ни одного не перепрыгнул. Это очень долго… Есть те, кто, закончив карьеру игрока, сразу попал на тренерский мостик команды КХЛ. Но если человек к этому также готовился, учился, то это вполне объективно. Конечно, тренерский опыт важен, но только он один тоже не определяет уровень профессионализма. Могу сказать, что для тех, кто пришел сразу после карьеры хоккеиста, главная задача — убить в себе игрока. И на этом очень многие «горят».

- Вы возглавили «Алмаз» с должности помощника, а себе успели подготовить преемника?

- Действительно, в молодежной команде в тренерском штабе преемственность есть. Я свое мнение по поводу кандидатуры тоже высказал. Владимир Лешко отработал в «Алмазе» уже семь лет. Сейчас у него хорошая возможность проявить себя в новой должности. А я всегда на связи, если какая-то помощь потребуется.

- Вы являетесь сыном Михаила Сергеевича Ставровского, который почти десять лет был мэром города. Причем возглавил Череповец в тот год, когда вы начинали тренерскую карьеру. Наверняка есть люди, которые через этот фактор оценивают и все ваши карьерные успехи. Как реагируете на это?

- Конечно, такое было, говорили: «Вот поставили, потому что сын…» Я сразу понимал, что так будет, и был внутренне готов, но совсем не реагировать на это невозможно. Для меня это не только дополнительная ответственность, но и даже лишняя мотивация добиться результата. Отец разве стоит со мной на лавке каждый день? Разве он может повлиять на приглашение в сборную России? А на выход в полуфинал МХЛ? Это мой ответ всем, кто сомневается в моих способностях. Но сейчас таких разговоров намного меньше, почти нет, к счастью.

- Следующее поколение Ставровских тоже добивается успеха. Ваша дочь Ксения — двукратная чемпионка мира и чемпионка Европы по кикбоксингу. То есть она самая именитая у вас в спорте.

- Да, она девушка целеустремленная. Дедушка взял ее с собой на открытие Центра боевых искусств, ей понравилось. Сначала ходила на ушу, а потом перешла в смежный вид — кикбоксинг.

- Несколько дней назад Михаилу Сергеевичу 70 лет исполнилось. Как поздравили по-семейному?

- Увы, но только по видеосвязи. Соблюдаем карантин. Все-таки отцу 70, надо быть осторожными.

Похожие новости
Спонсоры и партнеры МХК “Алмаз”
Партнеры OLIMPBET чемпионата МХЛ сезона 2023-2024